Форум » Из истории Владимира » Музеи » Ответить

Музеи

chernaya_roza_81: УСПЕНСКИЙ САБОР Уникальный памятник древнерусской истории и искусства, включённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Успенский собор представляет собой редчайшее сочетание архитектуры, настенных росписей, иконописи, декоративно-прикладного искусства XII–XIX вв. Интерьер отражает приоритетное и многообразное значение Успенского собора: прежде всего, религиозного центра (кафедры епископа, а с 1299 г. по 1328 г. – русского митрополита), духовного и культурного центра Владимиро-Суздальской Руси. Долгое время Успенский собор был главным храмом Руси. До 1432 г. русские князья венчались здесь на великое владимирское княжение. Внутреннее ядро интерьера с высоким средним куполом, шестью столпами и хорами (галерея-балкон в западной части храма) принадлежит зданию князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1158–1161 гг.); наружные галереи с четырьмя малыми куполами пристроены после пожара 1185 г. при Всеволоде III Большое Гнездо. В соборе помещалась и главная святыня княжества – чудотворная Владимирская икона Божией Матери, привезённая во Владимир Андреем Боголюбским из Вышгорода под Киевом, попавшая на Русь из Византии и датируемая XII в., а по преданию – созданная апостолом Лукой, писавшим лик самой Пресвятой Богородицы. В XV в. икону увезли в Москву (ныне хранится в храме Николы в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее). Успенский собор был центром владимирского летописания, крупнейшей библиотекой и скрипторием. Собор является одним из крупных средневековых некрополей: в северной галерее устроены княжеские погребения, в южной находятся гробницы духовных владык. Здесь покоятся мощи святых владимирских князей – Андрея Боголюбского (в северной галерее у алтаря), Глеба Андреевича (в южной галерее у алтаря), Георгия Всеволодовича (в центре храма); Всеволода III Большое Гнездо, семьи Георгия Всеволодовича, погибшей при нашествии монголо-татар в XIII в.; прах епископа Серапиона – известного богослова и писателя Древней Руси, епископа Симона – сподвижника князя Георгия и т.д. Исключительную художественную ценность являют собой фрески Успенского собора. На северной стене андреевского храма сохранились фрагменты росписи 1161 г. – два святых со свитками, павлины и орнамент; на сводах северной галереи под хорами – яркие цветы-«крины» (лилии) 1189 г. Успенский собор – единственный храм, где на большой площади (более 300 кв. м) сохранились фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного 1408 г.: «Страшный суд» на центральных сводах под хорами; «Свет Невечерний», «Лоно Авраамово» в боковом своде под хорами; здесь же, в арочных проёмах, – несколько пар святых 1408 г. и 1189 г. На верхних сводах частично уцелело ещё несколько сюжетов XV в.: «Сошествие святого Духа на апостолов», «Преображение», «Введение Богородицы», «Жертвоприношение Иоакима и Анны». Младший современник Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, Андрей Рублёв сумел осмыслить в красках и образах духовный подъём современного ему общества, в вечных библейских символах передать трепет и мужество русского сердца, готового к борьбе с татарским игом. Радостью и любовью озарены лики на его иконах и фресках; сами краски светятся, как нимб святого. С восточной стороны, напротив хор, высится, отделяя алтарь, роскошный иконостас, построенный на пожертвования Екатерины II в 1774 г.: золочёная резьба по дереву в формах «барокко», иконы-картины, царские врата с необычным скульптурным «Благовещением» на створах. Интерьер – фрески, иконостас, гробницы и т.д. – неоднократно реставрировался. В настоящее время храм совместно используется Русской Православной Церковью как кафедральный собор Владимиро-Суздальской епархии для богослужений, а также и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, который проводит экскурсии в интерьере.

Ответов - 5

chernaya_roza_81: Дмитриевский собор Дмитриевский собор – один из самых замечательных памятников русского средневековья, построен в 1190-е гг. как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В 1992 г. Дмитриевский собор вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Дмитриевском соборе открыта необычная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Главный экспонат – само древнее здание, его замечательные архитектурные формы. Аудиовизуальная программа с динамическим световым сопровождением проникновенно раскрывает содержание архитектуры древнерусского храма: парящего купола и парусов, арок и сводов, пространственного креста и алтаря. Дмитриевский собор – реликварий Св. Дмитрия Солунского. Великий князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю – Святому Великомученику Дмитрию Солунскому. В 1197 г. в отстроенный храм из г. Фессалоники (Солунь) из базилики Св. Дмитрия была принесена «доска гробная» – большая икона с изображением святого в рост. В серебряном чеканном ковчежце хранилась «сорочка» – частица одежды, пропитанная кровью мученика. Само здание должно было напоминать драгоценный мощевик-реликварий. Так Владимир превратился во «вторые Фессалоники». Архитектурная история Дмитриевского собора. Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 гг. Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 г., во время посещения г. Владимира, император Николай I, пожелавший привести храм в «первобытный вид» и убрать галереи. В 1840–1847 гг. состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 г. появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. Здание ремонтировалось в 1896 и 1906 гг. После 1917 г. храм сохранил своё значение как памятник древнерусского искусства. В 1918 г. в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря. В 1919 г. храм был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею. Отопление бездействовало, разрушались конструкции, настенные росписи, белый камень. Ремонтные работы начались в 1937 г. Укрепление конструкций в 1941, 1948–1952 гг. (архитектор А.В. Столетов) вывело здание из аварийного состояния. В 1974–1980-е гг. реставраторы занимались проблемами сохранения белого камня. Окончательный этап работ проведён в 1999–2004 гг.: покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замена креста на куполе, создание микроклимата. Реликвии Дмитриевского собора – икона («доска гробная») Св. Дмитрия и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 г., а впоследствии попавшие в Москву, – вернулись в собор из столичных музеев (в копиях). Экспонируется грандиозный четырёхметровый крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 г. новоделом. После тридцатилетнего перерыва стали доступны зрителю фрески. Необычный и почти неизвестный зрителю экспонат выставки – надгробие первого Владимирского губернатора графа Р.И. Воронцова, поставленное в 1804 г. его сыновьями Александром и Семёном. Мраморные фигуры – «плакальщица», склонившаяся над погребальной урной, и мальчик с пеликаном – изготовлены в Англии, где служил посланником, а затем министром Александр Романович. В соборе нет традиционных музейных витрин и стендов. Их заменили произведения современной технологии: стекло, в том числе триплекс, металл и электронная графика. Выставка, оставляя свободным полное тайны и трепета пространство храма, даёт разностороннее представление об этом уникальном памятнике древнерусской культуры.

chernaya_roza_81: В здании, построенном Владимирской ученой архивной комиссией, на протяжении многих лет находится экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника, знакомящая с развитием Владимирского края с древнейших времён до 1917 года. 4 марта 2003 года – знаменательная веха в истории нашего музея-заповедника: открылась полностью обновлённая историческая экспозиция во Владимире, поразив оригинальностью и смелостью художественного решения, новыми уникальными экспонатами. Богатая история Владимирского края, начиная с каменного века и до Февральской революции 1917 года, ожила в отремонтированном и как будто помолодевшем здании Исторического музея. Предыдущая историческая экспозиция во Владимире просуществовала более двадцати лет – срок по музейным меркам достаточно большой. Требовались не только новая трактовка многих исторических фактов на основе последних достижений современной науки, но и «модерновое» художественное оформление, современный пластический язык. На первом этаже в художественном решении экспозиции широко применены элементы театрализации, образность. Научным сотрудникам музея-заповедника предстояло сделать правильный, логичный, грамотный отбор материала – археологических находок, летописных свидетельств, художественных реликвий, – чтобы история заговорила. История Владимирской земли начинается с рассказа о стоянке древнего человека Сунгирь, открытой недалеко от Владимира в 1956 г. Сунгирь стал славой российской науки. Не имеющие себе равных по сложности ритуального обряда уникальные погребения древних людей, 76000 предметов, найденных на месте жилищ Нomo Sungirensis… – давали возможность узнать, как жили наши предки 30000 лет назад. В зале древнейшей истории, где представлена сунгирская коллекция, реконструированные антропологами портреты древних людей, их одежда, орудия труда – идёт рассказ не только о борьбе человека с природой, но и о возникновении у наших далёких предков самосознания, первых попытках постичь окружающий мир и выразить творчески свой восторг перед жизнью. Художественной находкой был отказ от традиционно прямоугольной формы зала, только эллипс, сфера создавали образ космоса, яйца, дающего жизнь всему живому. Огромный временной период, значительные исторические вехи, эпохальные события, знаковые явления и культовые личности – как поведать о них не только с помощью предметов материальной культуры, но рассказать языком пластики, посредством визуальных образов? Здесь на помощь создателям музея пришли самые обыкновенные (казалось бы) зеркала. Расположенные по углам, под особым наклоном одно к другому, зеркала создают чудо «прорыва пространства». Из далёкого далека, из зазеркалья на нас «наплывают» многократно отражённые и оттого особенно объёмные, до правдоподобия «настоящие» – языческое капище, хрустальная прорубь со светящейся водой… Кстати, фрагменты льда, с полыньёй-крестом – символом Крещения – изготовлены мастерами Гусь-Хрустального стекольного завода. В третьем углу размещается композиция, посвящённая основателю Владимиро-Суздальского княжества Андрею Боголюбскому. Воссозданная белокаменная винтовая лестница Боголюбовского дворца – символ восхождения человека к Богу. Обрушившиеся ступеньки – напоминание о трагической гибели князя, русского самодержца и святого. 35 лет правил на Владимирской земле Всеволод III Большое Гнездо, «владыка северных стран». Гипсовый слепок рельефа с его изображением со стен Дмитриевского собора во Владимире – в четвёртом углу зала. «История», заключённая в квадрат зала, закручиваясь по спирали, приуготовляет появление в поднебесном мире Храма. Потому в центре зала – символ самого совершенного творения рук человеческих, Храма: подлинный белокаменный крест XII в., изображения главных святынь княжества, Владимирской и Боголюбовской икон Божией Матери на оригинальных стеклянных створках, повторяющих контуры церковного фасада. Камень и Храм – это не иллюстрация к истории, это главный акцент экспозиции, её смысловой стержень: восхождение от земного к небесному. Посетители Исторического музея узнают о штурме Владимира монголо-татарскими полчищами в 1238 г. Потрясает картина гибели женщины, тщетно пытавшейся спасти все свои богатства – кресты-энколпионы, ожерелье, складень, иконы, украшенные эмалью… В 1993 году археологами найден этот бесценный клад и теперь он экспонируется во Владимире. Три других владимирских клада освещают своим драгоценным сиянием музеи Москвы. Оформление второго этажа более традиционное, но отличается изысканностью и шармом. Преобразилась сама атмосфера второго этажа – она стала светлой, праздничной. Разобраны закрывавшие окна стенды и тяжеловесные витрины. Восстановлена первоначальная роспись сводов с ярким декоративным растительным узором и медальонами с изображением князей Владимира Мономаха, Андрея Боголюбского, Всеволода III и Александра Невского. Сверкает новый паркет. Прекрасно вписались в интерьер стилизованные под старину люстры и напольные светильники. А в витринах, на стендах – сотни разнообразных экспонатов. История Владимирского края с начала XVII века и до начала XX предстаёт перед посетителями в документах, книгах, картинах, оружии, наградах, монетах, фотографиях, образцах промышленной продукции, предметах быта. Если при открытии музея в 1906 г. вся экспозиция насчитывала 897 экспонатов, то ныне только на втором этаже их около полутора тысяч. Появились новые темы, более тесно история края связана с общероссийской историей. Значительно полнее, чем прежде, представлен раздел о событиях Смутного времени начала XVII века. Здесь и редкая икона с изображением убийства в Угличе царевича Дмитрия, впервые представлена копия Жалованной грамоты Лжедмитрия I Спасо-Евфимиеву монастырю в Суздале. Уникальный экспонат – церковная риза, сшитая из бархатной шубы князя Дмитрия Пожарского. Раздел о петровской эпохе пополнился материалами о сподвижниках Петра I, связанных с нашим краем, впервые выставлен редкий светский портрет первой жены царя Евдокии Лопухиной, сосланной в суздальский Покровский монастырь. Наглядно можно увидеть, в чём проявилась и чем удобна денежная реформа Петра I, сравнив появившиеся при нём новые деньги с серебряными монетами-чешуйками допетровского времени и голландскими талерами, послужившими образцом при проведении реформы. Впервые отдельной темой представлен материал о нашем земляке, открывателе Антарктиды адмирале М.П. Лазареве, в том числе макет шлюпа «Мирный», секстант начала XIX в. Более подробно освещён период правления Александра II Освободителя, реформы 60–70-х гг. XIX века – отмена крепостного права, судебная реформа, создание и деятельность новых органов местного самоуправления. Не обделил Бог владимирцев ни мастерством, ни талантом. Раздел о расцвете промышленности края во 2-й половине XIX – начале XX века поражает многоцветьем образцов тканей, сработанных на местных текстильных фабриках, великолепной хрустальной и фарфоровой посудой производства знаменитых заводов Ю.С. Нечаева-Мальцова и М.С. Кузнецова, разнообразием изделий из цветных металлов завода А.Г. Кольчугина. Притягивают взор отличающиеся тонкостью письма иконы мстёрских иконописцев, разнообразные экспонаты, связанные с развитием промыслов среди крестьян губернии. Впервые отдельный стенд посвящён замечательному художнику, издателю, краеведу И.А. Голышеву, создателю литографии в Мстёре, первой литографии в русской провинции. Широко показаны события периода правления последнего русского императора Николая II. Впервые демонстрируются объявление о его коронации и меню праздничного обеда по этому случаю, экспонаты, рассказывающие о посещении Владимира и Суздаля императорским семейством в мае 1913 года. Также впервые представлены в музее материалы о 9-м Сибирском и 10-м Малороссийском гренадерских полках, отправленных из Владимира на фронты I Мировой войны; о широко отмечавшихся в стране юбилеях: 50-летии отмены крепостного права, 100-летии Отечественной войны 1812 года, 300-летии династии Романовых. Неожиданный экспонат в разделе о Февральской революции – железный сундучок с серебряными монетами и посудой, закопанный в тревожные революционные дни суздальским купцом Жилиным и случайно найденный на месте бывшего дома Жилиных только в 1983 году. В обновлённой экспозиции интересно будет всем: и приезжему экскурсанту, и жителям Владимира, а учащиеся школ, студенты смогут лучше узнать историю своего края в тесной связи с историей отечества. Музей можно сравнить с машиной времени, с помощью которой совершаешь удивительное путешествие в разные эпохи, становишься свидетелем многих событий, знакомишься с людьми, прославившими и Владимирский край, и Россию. Вот автограф А.В. Суворова, вот солонка, изготовленная по рецепту изобретателя русского фарфора уроженца Суздаля Дмитрия Виноградова, вот письмо владимирского семинариста, а в будущем выдающегося государственного деятеля Михаила Сперанского. Сколько же знаменитых людей связано с нашим краем: композитор С.И. Танеев, «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский, герои освобождения Болгарии генералы Н.Г. и Д.Г. Столетовы, поэт К.Д. Бальмонт, художник И.С. Куликов… Не случайно отдельный раздел музея, посвящённый знаменитым землякам, так и называется: «Достойны памяти потомков».

chernaya_roza_81: Старый Владимир Недалеко от Золотых ворот в здании бывшей водонапорной башни находится экспозиция «Старый Владимир». Башня, построенная в 1912 году для нужд городского водопровода, давно утратила своё утилитарное назначение. Оригинальная экспозиция (автор идеи – Л.Р. Горелик), разместившаяся в ней сейчас и открытая после кардинальной реконструкции в конце 2009 года, рассказывает о городе конца XIX – начала XX века. Не претендуя на всесторонний охват жизни губернского центра, она показывает городскую жизнь в её повседневном, обыденном течении, воссоздаёт атмосферу старого Владимира – мещанского, чиновничьего, купеческого. Чтобы подчеркнуть колорит эпохи, воссозданы интерьеры комнаты в доме состоятельного горожанина, церковной лавки, полицейского участка, трактира с традиционным самоваром, расписными подносами, многочисленными штофами и графинами. Вместо объяснительных текстов – подлинные выписки из книг, газет, журналов конца XIX – начала XX в. Владимирские журналисты то серьёзно, то с юмором рассказывают о городе. В обновленном музее заменено экспозиционное оборудование. Картина хозяйственной, общественной и духовной жизни старого Владимира показана более широко, с ее положительными и отрицательными сторонами. Частично изменены и дополнены информационные тексты. Внесены новые материалы о благотворительности, заметных событиях в жизни города (появлении электроосвещения, строительстве здания музея на пожертвования, открытии памятника Александру II, посещении города императором Николаем II), о патриархальном укладе жизни владимирцев, семейных традициях и другие. В обновленной экспозиции представлено более 800 экспонатов, свыше 100 появились впервые. Среди них интересные предметы мебели (украшенный перламутром стол, красивое напольное зеркало, столик-«бобик»), телефонный аппарат начала прошлого века, детская коляска, кинопроектор, швейная машинка, ученические принадлежности, блюдо – подарок Николаю II от владимирского дворянства, серебряный рожок для кормления младенцев. Более широко представлены часы, иконы, церковная утварь, украшения. Появились новые фотографии видов города и горожан, в том числе семейные фотографии. Привлекут внимание водительские права начала ХХ века владимирца Спирякова, городской телефонный справочник, торговая реклама, документы о деятельности Городской думы. Частично изменено и художественное решение экспозиции. Яркую образность придают большеформатные фотографии с видами города, появившиеся в интерьерах новые манекены в одежде того времени. Изменились интерьеры в боковых витринах, по-новому оформлены центральные витрины основных залов трех этажей, создав своеобразную вертикальную связующую ось в пространственном решении экспозиции. Экспозиция занимает 3 этажа. На 4-м оборудована смотровая площадка. В экспозиционном зале 1-го этажа выставлены фотографии и открытки конца XIX – начала XX века улиц, площадей, древних соборов, церквей, отдельных общественных зданий Владимира, дающие представление о внешнем облике города, документы о городском хозяйстве, о деятельности городской управы, о строительстве первого водопровода, первой электростанции, о пожарной команде. Здесь же показана одежда горожан разных сословий. Экспозиция второго этажа знакомит с населением города. На стендах – фотографии дворян, купцов, духовенства, мещан, разночинцев, военных, чиновников разных ведомств. Представлены документы о традиционных занятиях горожан: о ямском промысле, о садоводстве и огородничестве. Среди экспонатов – награды владимирских огородников, полученные на российских сельскохозяйственных выставках, ямщицкие часы, поддужные колокольчики. Привлечёт внимание посетителя яркая, разнообразная реклама торговых фирм, а также гостиниц, ресторанов, трактиров, фотографий, парикмахерских и других учреждений Владимира. Экспозиционный зал на третьем этаже посвящён духовной жизни горожан. По словам современника, «Владимир – одна из самых религиозных местностей России, здесь святые предания, чудотворные иконы, мощи, богомолья, старинные церкви». На стендах – фотографии владимирских монастырей, крестного хода на центральной улице города. Среди экспонатов – материалы о различных учебных заведениях Владимира: мужской и женской гимназиях, духовной семинарии, реальном училище. Одним из лучших в России было Владимирское ремесленное училище, построенное на средства владельцев Гусевского хрустального завода – меценатов Мальцовых. В экспозиции можно увидеть объявления о концертах, вечерах, газеты, издававшиеся во Владимире. Театральные афиши 1901 г. дают представление о репертуаре владимирского театра. На сцене его шли пьесы А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, но особенно часто ставились водевили. Жизнь губернского Владимира была яркой и разнообразной, постоянно меняющейся, во многом похожей на жизнь других российских городов. «Город Владимир – один из наиболее типичных представителей русской средней городской жизни, – писал современник. – На святой Руси немного таких городов, как Петербург, Москва, но легион таких, как Владимир». Познакомившись с экспозицией, можно подняться на отремонтированную смотровую площадку, с которой открывается живописная панорама заклязьминских далей и города, где на небольшом пространстве сосредоточены многочисленные архитектурные памятники, среди которых выделяются белокаменные соборы XII века.


chernaya_roza_81: Галерея героев-владимирцев В памятнике военного зодчества XII века – Золотых воротах, являвшихся ядром городских оборонительных сооружений, размещена военно-историческая экспозиция. Центральное место в ней занимает диорама «Решающий штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года». Она детально воссоздает картину осады города. Её оживляет речь диктора на четырёх языках и светомузыкальная программа. В экспозиции можно увидеть оружие и обмундирование различных эпох: боевые болты владимирского крепостного самострела XIII века, кольчугу, бердыши, арбалет начала XVII века, гладкоствольные кремнёвые ружья суворовской армии, стальную кирасу периода войны с Наполеоном 1812 года, винтовку системы Бердана, мундир русского гренадера, российские награды и турецкое трофейное оружие конца XIX века. Представлены материалы о выдающихся полководцах Дмитрии Пожарском, Александре Суворове, Петре Багратионе, Николае Столетове, чьи имена связаны с Владимирским краем. Привлекают внимание редкие экспонаты: скульптурная композиция «Минин и Пожарский» с разрушенного в советское время мавзолея на могиле князя Пожарского, редкий прижизненный портрет А.В. Суворова. Вокруг центрального зала расположена Галерея героев-владимирцев. Она открывается материалами известного летчика Н.П. Каманина, в числе первых удостоенного звания Героя Советского Союза. Его лётный шлем, ветрочёт, фотографии рассказывают о ставшей легендарной операции по спасению экипажа ледокола «Челюскин» в 1934 г. Основное место в галерее занимают реликвии Второй Мировой войны. Здесь представлены личные вещи Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, первого коменданта Кенигсберга М.А. Пронина. Уникален портсигар, пробитый осколком снаряда, возможно, спасший жизнь владимирца В.И. Морозова во время его первого боя. Более полувека пролежали в болоте, прежде чем попасть в музейную витрину, остатки самолёта и личные вещи пилота. Удалось установить, что они принадлежали владимирцу Евгению Белину, погибшему в воздушном бою под Ленинградом осенью 1941 года. Трогательны письмо Героя Советского Союза Ивана Романова своей невесте Евгении Фадеевой, напечатанное латинскими буквами на пишущей машинке в период боев в Германии, и их фотография, сделанная накануне свадьбы. Свадьбу они сыграли в День Победы. В экспозиции представлены образцы оружия, созданные в городе Коврове Владимирской области, среди них – пистолет-пулемёт Шпагина, самое массовое стрелковое автоматическое оружие Второй мировой войны. Завершают экспозицию комплексы материалов владимирцев, удостоенных звания Героя Советского Союза в послевоенное время. Среди них мундир командира атомной подводной лодки В.М. Шишкина, гермошлем лётчика-испытателя А.Г. Фастовца, скафандр лётчика-космонавта, участника программы «Союз – Аполлон» В.Н. Кубасова, первый в мире космический сварочный аппарат и первые часы, носимые человеком на Луне. Последним среди владимирцев звания Героя Советского Союза был удостоен Ф.И. Кузнецов, дважды представлявшийся к нему во время войны и получивший звезду Героя только через 45 лет после совершения подвигов.

chernaya_roza_81: Троицкая церковь Одна из последних церковных построек губернского Владимира. Занимает приблизительно то церковное место, которое с XVII в. принадлежало деревянной Казанской церкви Ямской слободы, после пожара 1778 г. перенесённой вместе со слободой за пределы города. Впоследствии здесь появилась частная застройка. Участок вблизи Золотых ворот, на углу улиц Дворянской и Летнеперевозинской, в 1912 г. приобрела старообрядческая община, состоявшая по преимуществу из купечества. Церковь строилась на средства общины в 1913–1916 гг. по проекту архитектора-художника С.М. Жарова из отличного кирпича местного завода Студзицкого. 30 октября 1916 г. Троицкая церковь была освящена. Здание представляет собой импозантное краснокирпичное сооружение в так называемом «псевдовизантийском» стиле, состоящее из двух соединённых объёмов: собственно церкви и колокольни. Высокий силуэт с энергичным ступенчатым верхом венчает шлемовидная глава; западный объём – колокольня – несколько ниже. Цокольная часть, контуры окон и порталов выложены из белого камня. Храм украшают декоративные пояски и «поребрики», сама «крестовая» кладка кирпича. Богослужение в храме прекратилось в 1928 г.; здесь разместилось губернское архивное бюро. Впоследствии здание использовалось городской властью для разных целей; вставал даже вопрос о сносе, пока в 1976 г. Троицкую церковь не заняла экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.



полная версия страницы