Форум » Домашний адвокат » Особенности национального технологического присоединения » Ответить

Особенности национального технологического присоединения

Admin: Текст выложен по просьбе клиента. взято отсюда Глава 1 Побудительным мотивом к написанию этой статьи стало наше желание помочь членам некоммерческих объединений в деле освобождения от бремени содержания электрохозяйства за границами их земельных участков. Исходя из принципа «Решил свои проблемы – помоги другому» мы и написали эту статью. Пусть статья получилась корявая, возможно, что в чем-то мы ошиблись, поставили лишние запятые, однако эта статья написана от чистого сердца. Как осуществлялось и как проводится в настоящее время технологическое присоединение энергопринимающих устройств садоводов (далее ЭПУ) – потребителей электрической энергии? Садоводческие товарищества (СТ) появились во времена СССР. Пунктом. 3 ст. 52 закона «О кооперации» садоводческим товариществам разрешалось создавать перерабатывающие пункты, хранилища, торговые киоски, столярные и ремонтные мастерские, приобретать в коллективную собственность сельскохозяйственные машины и транспортные средства, рабочий и продуктивный скот и другие средства производства, создавать объекты культурно - бытового назначения. В законе «О кооперации» садоводческим товариществам не предоставили право создавать электрохозяйство товарищества, однако п. 2 ст. 52 наметил путь его создания. Пунктом 2 ст. 52 устанавливалось, что государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, организации и учреждения оказывают содействие садоводческим и садово-огородным товариществам в осуществлении строительных работ. Предприятиями, организациями, при которых создавались садоводческие товарищества, с привлечением рабочей силы из садоводов на работах, не требующих квалифицированного труда, были проведены основные работы по созданию электрохозяйства: смонтированы кабельные или воздушные линии 10 или 6 киловольт, установлены понижающие трансформаторы, затем смонтированы воздушные линии 380 вольт. Документально было осуществлено технологическое присоединение ЭПУ, принадлежащих предприятиям, организациям, так как согласно положениям закона «О кооперации» садоводческие товарищества не могли создавать и приобретать в коллективную собственность электрические сети и подстанции. Электрохозяйство садоводческих товариществ находилось на балансе предприятий, организаций. Постановлением Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР от 19 сентября 1987 г. N 1079 «О дополнительных мерах по развитию личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества» была сделана попытка исправить произошедшую ошибку и передать электрохозяйства в садоводческих товариществах тем лицам, у которых они должны были бы находиться в соответствии с действующими на тот момент положениями законов об электроэнергетике. П.8, абзац 2. Министерству энергетики и электрификации СССР и Советам Министров союзных республик осуществлять приемку в установленном порядке от садоводческих товариществ на баланс районных энергетических управлений линий электропередачи напряжением 6 - 10 киловольт, низковольтных линий электропередачи и трансформаторных подстанций, подключенных к электрическим сетям и электростанциям государственных энергосистем. Какая ошибка произошла? Надо было включить в закон положение о том, что электрохозяйства садоводческих товариществ должны создавать районные энергетические управления, действующие в районе образования товариществ. Деньги на создание должны выделять предприятия, организации, при которых товарищество создаются. Благим намерениям Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР по передаче электрохозяйства садоводческих товариществ районным энергетическим управлениям не дано было осуществиться, видимо, из-за отсутствия должной дисциплины у предприятий электроэнергетики, а также из-за последующего развала СССР. Садоводческие товарищества, которые впоследствии стали юридическими лицами, не озаботились принять от предприятий, организаций электрохозяйство по передаточному акту. Электрохозяйство большинства садоводческих товариществ было в дальнейшем списано с баланса предприятий организаций и стало бесхозяйным имуществом. Не была проведена первичная инвентаризация электрохозяйства для того, чтобы по решению общего собрания принять бесхозяйное электрохозяйство на баланс юридического лица. То обстоятельство, что электрические сети большинства некоммерческих объединений являются бесхозяйными, не стало препятствием для установления границ разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон с сетевой организацией. Председатели правления подписывали и подписывают подобные акты. Хотя объекты электросетевого хозяйства большинства некоммерческих объединений являются бесхозяйными, суды, руководствуясь п.2 ст. 4 ФЗ №66-ФЗ, постановляют: - Судом установлено, что электрические сети на основании акта разграничения балансовой принадлежности СНТ «____» с сетевой организацией принадлежат СНТ «____». Сетевые организации и поставщики электроэнергии тем более не склонны к изучению оснований возникновения собственности у СНТ и с радостью подписывают с ними акты и договора, обеспечивающие им немалую сверхприбыль. Большинство объектов электрохозяйства не признаются недвижимым имуществом и не подлежат регистрации в Государственном реестре недвижимости. Можно определить следующий порядок признания права собственности на электрохозяйство. Заинтересованные лица (члены некоммерческого объединения) могут обратиться в суд о признании долевой собственности на электрохозяйство. Хотя БТИ занимается техническим учетом недвижимых вещей, однако оно может посодействовать в деле первичной инвентаризации электрохозяйства, определения балансовой стоимости, определения стоимости долей. Решение суда будет являться документом, подтверждающим право долевой собственности членов некоммерческого объединения на электрохозяйство. Если читателям сайта известна иная процедура получения правоподтверждающих документов на движимое имущество, просим нам написать. Обязательной регистрации движимого имущества положениями Гражданского кодекса РФ не предусмотрено, однако при любых сделках с имуществом документ, подтверждающий право собственности на объекты электрохозяйства требуется. Приведем пример. Председатель правления приезжает в офис сетевой организации и предлагает им принять электрохозяйство некоммерческого объединения на свой баланс. Разговор может быть следующим: - А покажите ваш документ о том, что вы являетесь собственником электрохозяйства. – Кто вы, я лично? – Нет, юридическое лицо. – Так ведь регистрация движимого имущества не требуется. – А как мы узнаем, являетесь ли вы собственником электрохозяйства? Документик покажите. Только на выходе из офиса сетевой организации председатель правления начинает понимать, что сети-то бесхозяйные. Ныне действующий Гражданский кодекс РФ вводился в действие частями, с 1 января 1995 г, с 1 марта 1996 г., с 1 марта 2002 г. Получилось так, что в Гражданский кодекс забыли внести положения относительно садоводческих товариществ. Садоводческие товарищества оказались вне закона, поэтому был принят Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее ФЗ №66-ФЗ). Существует мнение юристов, садоводов, что этот закон принес больше вреда, чем пользы садоводам. Один из юристов утверждает, что исследуя буквально положения этого закона, можно заключить, что некоммерческие объединения действуют незаконно. Попробуем высказать свою точку зрения на то, какие положения ФЗ №66-ФЗ, по нашему мнению, противоречат действующим нормам законодательства РФ. Согласно ст. 1 ФЗ №66-ФЗ имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное). целевые взносы - денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования; Согласно п.2 ст. 4 ФЗ №66-ФЗ В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Итак, ФЗ 66-ФЗ предоставил некоммерческим объединениям право создавать и эксплуатировать электрохозяйство, установил, что это созданное имущество является общей собственностью членов, что электрохозяйство за границами земельных участков садоводов надлежит содержать за счет денег членов некоммерческого товарищества (членские и целевые взносы). Жители деревень, поселков, городов не имеют права создавать и эксплуатировать электрические сети за границами их земельных участков. Не учитывая положения п.2 ст. 6 Конституции РФ о том, что граждане РФ несут равные права и обязанности, не учитывая п. 2 ст. 543 ГК РФ, который говорит о том, что электрохозяйство должно эксплуатироваться на деньги энергоснабжающей организации, Государственная дума РФ утвердила ФЗ №66-ФЗ, в котором дала разрешение на создание и эксплуатацию электрохозяйства за границами земельных участков садоводов на деньги членов некоммерческих объединений, хотя это электрохозяйство до границ земельных участков потребителей должно эксплуатироваться на деньги, которые садоводы-потребители по установленным тарифам платят энергоснабжающей организации за потребленную на их участках электроэнергию. Гражданин, покупая участок в СНТ, не понимает, что электрохозяйство за пределами своего участка придется содержать ему. Когда он это начинает понимать, уже становится поздно предпринимать какие-либо действия (например, продавать участок и покупать участок в деревне), так как уже много сил вложено в этот земельный участок. То, на что не смогли пойти Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР, свершилось. Нормами ФЗ №66-ФЗ содержание электрохозяйства за границами земельных участков садоводов легло на плечи садоводов. На кого нормами Закона возложена обязанность создавать электрические сети вне границ земельных участков граждан-потребителей? Согласно Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее ПТП), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861, электрические сети должны создавать сетевые организации, привлекая подрядные организации на основе заключенных с ними договоров, так как именно сетевая организация обязана выполнить технические условия до границ участка заявителя (п.г ст. 25.1 ПТП). г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией. Итак, нормами права в области энергоснабжения обязанность по созданию электрических сетей за границами земельного участка садовода возложена на сетевые организации, однако в противовес этим нормам ФЗ№66-ФЗ предоставило это право некоммерческому объединению. Нестыковка положений ФЗ №66-ФЗ с ПТП? Да, нестыковка, юридическая коллизия. Нормы ФЗ №66-ФЗ вольно или невольно сыграли на руку сетевым организациям и поставщикам электроэнергии и позволили им и в дальнейшем получать не заработанную законным образом прибыль. В отказах на технологическое присоединение ЭПУ на земельных участках садоводов, сетевые организации приводят цитаты из ФЗ №66-ФЗ, хотя на самом деле ФЗ № 66-ФЗ не регулирует правоотношения в области электроэнергетики, в том числе вопросы технологического присоединения к электросетям и вопросы купли-продажи электроэнергии. Введением этого закона нанесен вред садоводам? Скорее всего, да. На первый план вышло юридическое лицо, оттеснив в сторону права и нужды садоводов. Если садоводческому юридическому лицу положениями ФЗ №66-ФЗ дано право создавать электрические сети, то из этого косвенно следует, что и присоединять можно не ЭПУ на земельном участке садовода, а ЭПУ юридического лица. Не зря сетевые организации любят цитировать ФЗ №66-ФЗ. Как вы думаете, есть разница? Разница огромная. Если присоединяется ЭПУ на земельном участке садовода, то из смысла пунктов 8,16 и 17 «Правил технологического присоединения», пункта 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» следует, что технологическое присоединение осуществляется непосредственно к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации с необходимым заявителю уровнем напряжения. В процессе технологического присоединения садовод обзаводится следующими документами: актом допуска приборов учета в эксплуатацию, актом технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации, актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон, в котором граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности находится на границе земельного участка садовода. По акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон, во исполнение п. 2 ст. 543 ГК РФ, обязанность содержать электрические за пределами земельного участка садовода возлагается на сетевую организацию. Если присоединяется ЭПУ СНТ, то картина становится гораздо печальней. Юридическое лицо, обязано было присоединить исключительно ЭПУ, которые принадлежат юридическому лицу, от которых питается нагрузки юридического лица: наружное освещение, насосы, административное здание, однако оно подсоединило и те ЭПУ, от которых запитаны ЭПУ садоводов, расположенные на их участках. Большинство юридических лиц (некоммерческих объединений) не имеют в собственности земельных участков, на которых они могли бы расположить свои энергопринимающие устройства, однако сетевые организации эти препоны не останавливают. Выгода в денежном выражении есть, поэтому закона можно не придерживаться. Граница разграничения балансовой принадлежности электросетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон устанавливается в начале линии 10 или 6 кВ, от которой питается трансформаторная подстанция СНТ, все затраты на содержание электрических сетей ложится на членов СНТ. Член СНТ получает электроэнергию на «птичьих» правах, не имея никаких документов об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства на своем земельном участке. Из смысла пунктов 8,16 и 17 «Правил технологического присоединения», пункта 1 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» следует, что технологическое присоединение ЭПУ на земельных участков садоводов должно осуществляться непосредственно к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, а юридическое лицо в этом процессе может присутствовать исключительно как владелец объектов электросетевого хозяйства, через сети которого к электрическим сетям сетевой организации могут быть присоединены ЭПУ садоводов. Видимо, из ФЗ №66-ФЗ надо было бы убрать все упоминания об электроснабжении, для того, чтобы не давать оснований (повода) сетевым организациям для отказа в заключении с садоводами договора технологического присоединения земельных участков садоводов. Или хотя бы отметить в законе, что ФЗ № 66-ФЗ не регулирует правоотношения в области электроэнергетики, в том числе вопросы технологического присоединения к электросетям и вопросы купли-продажи электроэнергии. Следует, однако, признать, что технологическое присоединение ЭПУ садоводческого юридического лица к электрическим сетям сетевой организации было обусловлено объективными причинами. Субъектом права на электроснабжение садовод становится после регистрации права собственности на земельный участок, или, по крайней мере, после выделения ему земельного участка в натуре после утверждения проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Думаем, что временное электроснабжение на период строительства строений на своем земельном участке в 90-х годах садовод мог бы получить, предъявив копию этого документа. Сетевые организации – это коммерческие организации. Если в Правилах технологического присоединения субъектами права на технологическое присоединение являются как физические лица, так и юридические, то для сетевых организаций выгоднее присоединять энергопринимающие устройства юридических лиц. По крайней мере, работы в 200-600 раз меньше. Если председатель правления заявляет 250 кВт при напряжении 10 кВ, хотя в границах землеотвода отсутствует электродвигатели, рассчитанные на такое напряжение, то ему составляют договор об осуществлении технологического присоединения при напряжении 10 кВ с платой, рассчитанной по индивидуальному проекту. После окончания процедуры технологического присоединения на плечи членов юридического лица ложится бремя содержания питающей линии 10 кВ, подстанции 10/0,4 кВ и линий 0,4 кВ. Если в сетевую организацию приходят физические лица, то осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям сетевой организации. При этом физические лица не содержат электрические сети за границами своего земельного участка. В разъяснения по вопросам, касающимся технологического присоединения к электрическим сетям, Федеральная антимонопольная служба поставила право членов СНТ на технологическое присоединение своего земельного участка в зависимость от решения общего собрания СНТ. Как говорится» - Смех и грех. По нормам каких правовых актов право на электроснабжение своего участка, данное любому гражданину законом об «Электроэнергетике», может быть у него отнято? Член СНТ, не желая пользоваться электрическими сетями СНТ, подал заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации. По логике Федеральной антимонопольной службы такое право у него отсутствует из-за решения общего собрания, которое постановило: все земельные участки надлежит питать от электрических сетей СНТ, а никак не иначе. Логика непонятная, и не основана на правилах технологического присоединения, однако, эта логика прекрасно играет на руку сетевым организациям. Выводы: 1. Электрические сети и подстанции в большинстве некоммерческих объединений являются бесхозяйными, т.к. председатели правления не выполнили установленными законами процедуры по приобретению в собственность этих объектов. 2. Положения ФЗ №66-ФЗ в части предоставления права некоммерческим объединениям создавать и эксплуатировать электрохозяйство, не согласуются с положениями п.г ст. 25.1 Правил технологического присоединения, п.2 ст. 6 Конституции РФ, п. 2 ст. 543 ГК РФ и создают условия для подключения энергопринимающих устройств на земельных участках садоводов к электричесим сетям СНТ, что противоречит правилам технологического присоединения. Приведем примеры, которые наглядно показывают, как «пороки» ФЗ №66-ФЗ сказываются на кошельках и нуждах садоводов. Пример 1. В ТСН, расположенном в Калужской области, председатели правления на деньги садоводов построили три подстанции 10/0,4 кВ, мощностью 250, 250 и 630 кВА, всего 1130 кВА на 212 земельных участков. Допустимая максимальная мощность на каждый участок по несложному расчету равна примерно 33 кВт. Председатель правления выделил на каждый участок по 6 кВт. Видимо, разделил 1130 на количество участков, округлил и получил 6 кВт. Идиотизм? Да, идиотизм, но сотворенный на деньги садоводов. В трансформаторных подстанциях с нагрузкой III категории загрузка трансформатора должна быть 0,9 – 0,95, в данном случае загрузка трансформатора может быть менее 10 процентов. Пример 2. Если в Смоленской области сетевые организации ранее доводили свои электрические сети до земельных участков садоводов, то уже второй год садоводы получают отказы на технологическое присоединение энергопринимающих устройств на своих земельных участках. Сетевая организация в обоснование отказа ссылается на положения ФЗ №66-ФЗ. Сетевую организацию не остановил тот факт, что садоводческие товарищества (СТ) по истечению 5 лет после принятия ФЗ №66-ФЗ действуют вне закона и должны были давно ликвидированы по инициативе регистрирующих органов.

Ответов - 0



полная версия страницы