Форум » Домашний адвокат » ПФР » Ответить

ПФР

Admin: В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о пенсионном страховании контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Данная норма является вполне логичной, т.к. ст. 24 Закона предусмотрено, что страхователем в налоговый орган ежемесячно представляются данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей (п. 2), а также декларацию по страховым взносам за расчетный (годовой) период (п. 6). При этом по окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику (ПФР) расчет с отметкой налогового органа (или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган) (п. 2). Кроме того, страховщик имеет право получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну (п. 1 ст. 13), а налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности (п. 2 ст. 25). Наконец, согласно Приложению № 1 к Федеральному закону от 21.07.2007 г. № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам является Федеральная налоговая служба: - КБК 182 1 02 02010 06 0000 160 (Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии); - КБК 182 1 02 02020 06 0000 160 (Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии); - КБК 182 1 09 08020 06 0000 140 (Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ). При этом сложившая судебная практика исходит из того, что налоговый орган как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вправе произвести зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ (Постановление ФАС Московского округа от 8.09.2008 г. № КА-А40/8313-08, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2008 г. по делу № А26-4808/2007). К аналогичным выводам пришло со временем и Министерство финансов РФ в Письме от 12.05.2008 г. N 03-02-07/2-87. Таким образом, ПФР вправе осуществлять взыскание задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в бесспорном (п. 3 ст. 25, ст. 25.1 Закона о пенсионном страховании) или в судебном порядке (п. 4 ст. 25 Закона) на основании полученных от налогового органа сведений о задолженности (в т.ч. по начисленным пеням) и документов, подтверждающих ее наличие. Данный вывод теоретически может быть оспорен по одному лишь основанию - если законодатель передал все полномочия по начислению пени налоговым органам, которые в таких случаях могли бы руководствоваться ст. 75 НК РФ, то зачем тогда в Закон о пенсионном страховании включена статья 26, регламентирующая порядок начисления пени за несвоевременную уплату сумм страховых взносов? Возвращаясь к Постановлению КС РФ от 25.06.2001 г. № 9-П, следует отметить, что государственное учреждение наделяется публично-властные полномочиями только в случае прямого указания в законе. При этом ни в п.п. 3, 4 ст. 25, ни в ст. 25.1 Закона о пенсионном страховании право ПФР начислять пени не определено. В тоже время отсутствие у ПФР права на самостоятельное начисление пени также можно обосновать и с принципиально иных позиций. Как уже было отмечено, только у налогового органа в течение расчетного периода имеется информация о начисленных и фактически уплаченных страхователем взносов. Более того, в силу п. 4 ст. 26 Закона о пенсионном страховании не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Информация о принятых налоговым органом решений о приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (п. 8 ст. 46 НК РФ) или взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ) путем направления постановления о взыскании судебному приставу-исполнителю (ст. 47 НК РФ), а также о ходе исполнительного производства, в т.ч. об аресте имущества должника, налоговым органом в адрес ПФР не предоставляется. Более того, НК РФ, Закон о пенсионном страховании, не предусматривают такую обязанность налогового органа. Соответственно, предоставление ПФР права на начисление пени при отсутствии объективной информации и соответствующих документов (имеющих непосредственной отношение к процедуре начисления пени) изначально предполагает систематическое нарушение прав и законных интересов страхователей, и, как следствие, конфликтный порядок их восстановления (путем обращения в вышестоящий орган или в суд), что вряд ли предполагалось законодателем ввиду явного несоответствия специфике правового регулирования. Все изложенное позволяет утверждать, что УПФР осуществляет начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов, выставление требований, а также их последующее взыскание во внесудебном и судебном порядке при отсутствии соответствующих полномочий, основанных на законе.

Ответов - 0



полная версия страницы