Форум » Вопросы управления домом » Обзор практики ВАС РФ (март-июль 2009 г.) » Ответить

Обзор практики ВАС РФ (март-июль 2009 г.)

Lex: Обзор практики ВАС РФ по спорам, вытекающим из отношений энергоснабжения (март-июль 2009 г.) 1. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 г. № 5642/08 - Свободные цены на электрическую энергию (мощность) государственными органами в виде тарифов не устанавливаются. - Т.к. договор энергоснабжения заключен до принятия Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, выводы судов о необходимости оплаты ответчиком по свободным ценам стоимости той части электроэнергии, которая приобреталась истцом на оптовом рынке по свободным ценам, без соглашения сторон, являются ошибочными. - Правила функционирования розничных рынков не являются законом и из них не следует, что Правила розничных рынков распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. - Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу. Однако названная норма неприменима к отношениям сторон договора от 01.04.2006 N 542 при расчетах за электроэнергию за январь - март 2007 года, поскольку в этот период еще не был принят Федеральный закон от 04.11.2007 N 250-ФЗ. 2. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 г. № 5642/08 Условие о взимании 5-кратной стоимости тепловой энергии, потребленной сверх объема, предусмотренного договором, является условием об оплате энергии, а не договорной неустойкой, в связи с чем не соответствует требованиям закона. 3. Определение ВАС РФ от 06.04.2009 г. № 3096/09 - В договоре теплоснабжения стороны согласовали учет фактически потребленной тепловой энергии по установленным абонентом приборам учета, а при их отсутствии - расчетным путем. - Установив отсутствие на объектах товарищества в спорный период приборов учета, суды пришли к выводу о правомерности определения предприятием количества фактически отпущенной тепловой энергии расчетным методом, как это предусмотрено договором, а не по нормативам потребления. - Довод заявителя о том, что с 01.03.2005 - даты вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации количество предъявленной к оплате за 2006 год тепловой энергии подлежало определению с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, неоснователен. 4. Определение ВАС РФ от 13.04.2009 г. № 3271/09 При наличии общедомового прибора учета, количество воды, отпускаемой ресурсоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ), должно определяться согласно показаниям данного прибора, а не в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг. 5. Определение ВАС РФ от 15.04.2009 г. № 3657/09 Энергоснабжающая организация не вправе понудить потребителя к заключению публичного договора энергоснабжения. По смыслу пунктов 1, 3 ст. 426, а т.ж. пункта 4 ст. 445 ГК РФ, обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны (энергоснабжающей организации). 6. Определение ВАС РФ от 16.04.2009 г. № 1810/09 Несмотря на отсутствие у ООО статуса управляющей компании, факт наличия у него права собственности на присоединенные к сетям ресурсоснабжающей организации объекты инженерных сетей, оборудования и сооружений, необходимых для водоснабжения (водоотведения) многоквартирных жилых домов, является основанием для возложения на ООО обязанности по оплате внедоговорного потребления воды (услуги водоотведения) жилыми домами. 7. Определение ВАС РФ от 17.04.2009 г. № 1792/09 - Объем приобретения управляющей компанией тепла у ресурсоснабжающей организации для оказания коммунальных услуг населению определяется (при бездоговорном и бесприборном потреблении) согласно нормативу потребления, установленному для населения. - Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденная приказом Госстроя РФ от 06.05.200 г. № 105, не применима. - Признание договора между предприятием и обществом не заключенным при наличии сложившихся между ними фактических договорных отношений не должно повлечь несоответствие условий приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальных услуг условиям предоставления этих услуг их непосредственным потребителям - гражданам. 8. Определение ВАС РФ от 17.04.2009 г. № ВАС-4128/09 - Объем бездоговорного и бесприборного потребления компанией тепла, приобретаемого компанией у теплоснабжающей организации для личных нужд, правомерно определен на основании Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.200 г. № 105. 9. Определение ВАС РФ от 27.04.2009 г. № 4189/09 - Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. 10. Определение ВАС РФ от 29.04.2009 г. № 4189/09 - В отношениях с ресурсоснабжающими организациями статус управляющей организации в части ее обязанностей по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг совпадает с такими же правами ТСЖ. При этом обе организации действуют в интересах граждан - собственников помещений, поэтому их обязательства перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем в случае заключения последними прямых договоров с жильцами. В связи с этим при реализации услуг по энергоснабжению по регулируемым ценам (тарифам) управляющая организация как и ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, и не исчисляет сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением помещений коммунальными услугами. 11. Определение ВАС РФ от 29.04.2009 г. № 4685/09 - Условие о взыскании с потребителя 10-кратной стоимости электроэнергии, потребленной сверх количества, предусмотренного договором, представляет собой условие о неустойке и является правомерным. 12. Определение ВАС РФ от 26.05.2009 г. № 5802/09 - Пункты 2 и 3 ст. 546 ГК РФ содержат исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи потребителю тепловой энергии в одностороннем порядке. 13. Определение ВАС РФ от 05.06.2009 г. № ВАС-6268/09 - Действующим законодательством не установлено такое последствие признания нормативного правового акта недействующим, как пересмотр его действия в период, когда он являлся обязательным для неопределенного круга лиц и породил обязанность оплачивать услуги по установленному в нем тарифу. 14. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 г. № 525/09 - К отношениям по ресурсоснабжению (между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг) подлежат применению нормы Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. - В случае бесприборного и бездоговорного потребления исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии, отпускаемой ему ресурсоснабжающей организацией, определение объема энергии должно производится исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. Определение количества тепловой энергии расчетным методом на основании Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85 необоснованно. 15. Определение ВАС РФ от 15.06.2009 г. № ВАС-6585/09 - В отношениях с ресурсоснабжающей организацией, продающей энергоресурсы, управляющая организация является абонентом (потребителем), непосредственно приобретающим права и обязанности по договору энергоснабжения. - Поскольку жилые дома находятся в управлении управляющей компании, отношения по снабжению электрической энергией между жильцами дома и непосредственно энергоснабжающей организацией не сложились. Эти отношения опосредованы участием исполнителя коммунальных услуг, которым в данном случае является управляющая компания. - Действующим законодательством в сфере энергоснабжения не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации уплачивать абонентам вознаграждение за сбор с населения денежных средств, перечисляемых впоследствии энергоснабжающей организации в качестве платы за потребленную абонентом энергию. 16. Определение ВАС РФ от 15.06.2009 г. № ВАС-11841/08 - Положения статьи 546 ГК РФ являются специальными по отношению к пункту 3 статьи 450 ГК РФ, поэтому сторонами при заключении договора энергоснабжения не могут быть предусмотрены дополнительные основания, прямо не предусмотренные в статье 546 ГК РФ, для расторжения или изменения данного договора во внесудебном порядке путем одностороннего отказа от его исполнения. - В силу положений абзаца второго пункта 1 статьи 546 и пункта 3 статьи 523 ГК РФ энергоснабжающая организация наделена правом на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения только в одном случае - при неоднократном нарушении абонентом - юридическим лицом сроков оплаты полученной энергии. 17. Определение ВАС РФ от 02.07.2009 г. № ВАС-7359/09 - Электрическая энергия, потребленная исполнителем коммунальных услуг в целях производства тепловой энергии, а не оказания коммунальной услуги по электроснабжению потребителей, подлежит оплате по тарифу, установленному для группы «прочие» потребители. Тариф, установленный для группы потребителей «население» применению в данном случае не подлежит. 18. Определение ВАС РФ от 02.07.2009 г. № ВАС-7757/09 - В случае отсутствия непосредственного присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сетям теплоснабжающей организации, понуждение к заключению договора с таким потребителем неправомерно. 19. Определение ВАС РФ от 03.07.2009 г. № 7782/09 В случае, если тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения установлен без учета НДС, то реализация абоненту (исполнителю коммунальных услуг) коммунального ресурса и оказание услуг по водоотведению, как и оказание абонентом соответствующих коммунальных услуг населению с предъявлением к оплате суммы НДС, не включенного в тариф уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству. 20. Определение ВАС РФ от 08.07.2009 г. № ВАС-8569/09 Согласно пункту 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии является основанием для ограничения режима ее потребления в установленном порядке. При этом по смыслу упомянутых Правил факт просрочки потребителем оплаты является основанием для приостановления подачи энергии, но не для расторжения договора энергоснабжения.

Ответов - 0



полная версия страницы