Форум » Вопросы управления домом » Обзор практики ВАС РФ (август-ноябрь 2008 г.) » Ответить

Обзор практики ВАС РФ (август-ноябрь 2008 г.)

Lex: Обзор практики ВАС РФ по спорам, вытекающим из отношений энергоснабжения (август-ноябрь 2008 г.) 1. Определение ВАС РФ от 02.09.2008 г. № 10653/08 Тепловая энергия, приобретенная ТСЖ в целях оказания коммунальных услуг, должна быть оплачена по тарифу, установленному для населения Комментарий: В контексте положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, содержащийся в Определении ВАС РФ от 02.09.2008 г. № 10653/08 тезис представляется вполне обоснованным. Так, в силу п. 3 Правил, товарищество собственников жилья может быть исполнителем коммунальных услуг. В соответствии с п. 15 Правил, в случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. При этом существенно, что тариф, установленный для населения, применим лишь в отношении объема энергии, приобретаемой ТСЖ в целях оказания коммунальных услуг. 2. Определение ВАС РФ от 15.09.2008 г. № 10940/08 Пункт 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не применим к отношениям между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг В соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Вместе с тем, возможность распространения норм Правил на правоотношения между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг является, по меньшей мере, спорной. Так, в силу п. 1 указанных Правил, содержащиеся в них нормы регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, что уже исключает возможность однозначной трансляции норм Правил на правоотношения ресурсоснабжения. Кроме того, ресурсоснабжающая организация не вступает в какие-либо правоотношения непосредственно с потребителями коммунальных услуг, в связи с чем позиция ВАС РФ, приведенная в определении от 15.09.2008 г. № 10940/08, представляется обоснованной. 3. Определение ВАС РФ от 26.09.2008 г. № 12278/08 Расчет количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов ее учета производится в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (мдс 41-4.2000), утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 г. № 105, вне зависимости от согласования ее применения сторонами договора энергоснабжения Комментарий: В настоящее время в практике судов отсутствует единый подход к определению применимого алгоритма расчета количества тепловой энергии, потребляемой в отсутствие приборов ее учета. По смыслу Определения ВАС РФ от 26.09.2008 г. № 12278/08, при определении количества тепловой энергии в отсутствие приборов ее учета, Методика № 105 подлежит применению вне зависимости от указания на это в договоре энергоснабжения. Таким образом, ВАС РФ, по сути, признал обязательность применения Методики № 105 при бесприборном потреблении тепловой энергии. 4. Определение ВАС РФ от 01.11.2008 г. № 13577/08 Факт оказания услуг по передаче электроэнергии, а также объем переданной энергии правомерно подтверждены актами по отпуску и приему электроэнергии, а также актами снятия показаний приборов учета. Комментарий: Действующее законодательство не содержит указания на документы, посредством которых подтверждается количество отпущенной (потребленной) электроэнергии. При этом практика ВАС РФ свидетельствует о возможности подтверждения количества переданной энергии различными доказательствами1. В связи с этим вполне логично, что в отсутствие обоснованного контррасчета объема полученной энергии, ВАС РФ признал правомерным подтверждение факта оказания услуг по передаче электроэнергии, а также объема переданной энергии на основании актов по отпуску и приему электроэнергии, а также актов снятия показаний приборов учета. 5. Определение ВАС РФ от 05.11.2008 г. № 13661/08 Договоры по оказанию жилищных услуг и выполнению работ по обслуживанию жилищного фонда не подтверждают факт передачи в ведение обслуживающей компании жилого помещения и имеющихся в нем инженерных коммуникаций. При этом ссылка заявителя на несущественное значение факта наличия или отсутствия у компании права на энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, неосновательна. В силу п. 2 ст. 539 ГК РФ, возможность заключения договора энергоснабжения связана с наличием у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям ЭСО, и другого необходимого оборудования. Поэтому фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединенных к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые подается энергия. Комментарий: Приведенная в определении от 05.11.2008 г. № 13661/08 позиция ВАС РФ, отличается от ранее сформулированной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 24.02.1998 г. № 5463/97 и от 26.06.2001 г. № 7486/00. Напомним, что указанные постановления Президиума ВАС РФ основывались на следующих тезисах: 1) нахождение соответствующего энергопринимающего устройства и сетевого имущества на балансе потребителя не является обязательным условием заключения с данным лицом договора электроснабжения. Заключение договора электроснабжения возможно и в отсутствие данных объектов на балансе у потенциального контрагента энергоснабжающей организации; 2) заключение договора энергоснабжения возможно в случае обслуживания, эксплуатации, ремонта и содержания потенциальным контрагентом жилых домов в отсутствие вещных прав на соответствующие энергопринимающие устройства и внутридомовое сетевое имущество. Следует отметить, что в силу п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. С учетом приведенной нормы более корректным представляется вывод, в соответствии с которым факт потребления энергии определяется принадлежностью не столько сетей, посредством которых производится потребление энергии, сколько энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. 6. Определение ВАС РФ от 10.11.2008 г. № 13915/08 Действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты прав, как обязание энергоснабжающей организации обеспечить на будущее подачу теплоносителя в соответствии с температурным графиком, установленным договором энергоснабжения. Статьей 12 ГК РФ и другим действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению обязанности, которая возникнет в будущем, поскольку предполагается разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений. Комментарий: Содержащийся в Определении ВАС РФ вывод нельзя признать вполне обоснованным. Так, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Таким образом, законодательство не исключает возможность предъявление абонентом соответствующего требования при наличии обстоятельств, свидетельствующих об угрозе нарушения его прав в будущем (например, при доказанности нарушения энергоснабжающей организацией в прошлом своих обязательств перед абонентом). 7. Определение ВАС РФ от 14.11.2008 г. № 14091/08 Условие договора энергоснабжения, предусматривающее необходимость оплаты потребителем 10-кратной стоимости электроэнергии, потребленной сверх количества, согласованного с энергоснабжающей организацией, противоречит действующему законодательству. Комментарий: В соответствии с п. 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, на розничном рынке определение размера оплаты электрической энергии (мощности), потребленной (произведенной) свыше (ниже) количества, установленного договором, производится в соответствии с правилами определения стоимости поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, с учетом расходов на приобретение соответствующего объема электрической энергии (мощности) на оптовом и (или) розничном рынках и (или) его производство, если гарантирующий поставщик, энергоснабжающая организация, энергосбытовая организация, к числу потребителей которой относится население, владеет на праве собственности или на ином законном основании генерирующим объектом. С учетом данного положения Основ, ВАС РФ в своем определении пришел к выводу о неправомерности условия договора энергоснабжения, предусматривающего необходимость оплаты потребителем 10-кратной стоимости электроэнергии, потребленной сверх количества, согласованного с энергоснабжающей организацией. Как следует из содержания Определения ВАС, предусмотренную договором повышенную плату, следует квалифицировать в качестве повышающих коэффициентов, которые являются частью размера платы за электроэнергию, устанавливаются регулирующим органом и не могут быть самостоятельно определены сторонами договора энергоснабжения. Кроме того, повышенная плата не может быть квалифицирована в качестве меры ответственности, поскольку это противоречит положениям Основ и статей 2, 3 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергии в РФ», по смыслу которых государственное регулирование тарифов обусловлено защитой экономических интересов потребителей от их монопольного повышения.

Ответов - 0



полная версия страницы